Оренбургская область Сорочинский район с. Бурдыгино ул. Школьная, 1-а

МБОУ «Бурдыгинская средняя общеобразовательная школа»
Сорочинского городского округа
Оренбургской области

Основана 8 февраля 1972 г.     

Пришкольный участок

Положение

о пришкольном участке МБОУ "Бурдыгинская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области"

 

I. Общие положения.

 

1.1.Пришкольный участок – сложная функциональная система, назначение которой:                                                                                     -рациональная организация учебно-опытнической работы;                                                                    

     -использование собственных ресурсов в организации питания учащихся;

-повышение значимости пришкольного участка в профильной подготовке учащихся;   

-повышение значимости общественно- полезного труда.

 

1.2. Пришкольный участок организуется в целях трудового воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Деятельность участка регламентируется настоящим положением, рассмотренным на педагогическом совете, одобренным Управляющим советом, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.

 

1.3.Пришкольный участок является одной из форм работы по развитию творческой деятельности, общественной активности  учащихся в процессе ухода за растениями, исследования, обработки данных по итогам сбора урожая.                                                

 

  1.4.В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года №1008 в редакции постановлений Правительства РФ от 9 сентября 1996 года №1058 и от 15 января 1997 года №38) отведение земельных участков школам для учебно- воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за государственными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

 

2.  Основными направлениями деятельности пришкольного участка являются:

 

·        Выращивание овощных и фруктово-ягодных культур для школьной столовой;

·        Опытническая работа по биологии, экологии, технологии, а также в начальных классах;

·        Воспитание любви к земле, уважение к сельскохозяйственному труду;

·        содействие в развитии детского самоуправления;

·        Экологическое образование;

·        Эстетическое воспитание

 

                                                                      

 

3.Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:

 

·        совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии, природоведению, технологии;

·        формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;

·        формирование интеллектуальных и практических умений связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;

·        развитие интереса учащихся к изучению растений;

·        формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;

·        развитие эстетических чувств школьников;

·         развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за растениями.                                                                                 

 

 

              4.Организация пришкольного участка

 

4.1.Площадь участка – 2 га, , включая всю обрабатываемую территорию вокруг школы.

 

  4.2. На учебно-опытном участке школы организованы отделы:

4.3.В состав участка входят защищенный грунт, подсобное помещение, сельскохозяйственный комплекс.                                                                                           

  4.4.. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем.            

  4.5. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь.                                                                                                                                     4.6.Участок обеспечивается водой для полива растений.                                                 

  4.7.Вокруг школы организуется садово-парковый комплекс. Здесь высаживаются древесные растения: берёза, липа, клен американский, сосна, ель, вязь мелколистный, кустарниковые: яблоня, рябина, сирень, вишня. Эти зеленые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум.                                                                                                   

  4.8.Древесно-кустарниковые посадки производятся по периметру пришкольного участка, а также отдельным участком как дендрологическая площадка.             

  4.9.Небольшие деревья,  высокие кустарники (рябина, клен, сирень, вишня) высаживаются вокруг здания, но не ближе, чем 5 метров от окон, а высокие деревья– 10 метров во избежание затемнения учебных помещений.                                                                                                                             

 4.10.При посадке древесно – кустарниковых насаждений учитываются эколого-биологические свойства этих растений (их отношение к свету, воде, их пыле- дымо- газостойкость и т.д.)   

  4.11.В состав учебно-опытного участка входят также защищенный грунт (теплица), подсобное помещение.

4.12.Соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии и технологии, в зависимости от избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.                                                                                   

4.13.Выбор  культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями (предпочтение отдается районированным сортам важнейших сельскохозяйственных культур),условиями школы и её возможностями. 

 4.14.При организации производительного труда учащихся, предусмотренного общеобразовательными программами и учебным планом школы, соответствующие отделы учебно-опытного участка могут быть расширены с образованием древесно-кустарникового питомника, питомника цветочно- декоративных культур, производственного отдела для выращивания картофеля и овощей и т.п.           

4.15.В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.

4.16.В сельскохозяйственном комплексе находятся трактор, класс для занятий по технологии.

4.17.Произведенная на участке продукция используется для организации питания учащихся в школьной столовой (сельскохозяйственные продукты), для озеленения школы и её территории, а также реализовывается в соответствии с действующим законодательством. Вырученные средства по решению Управляющего совета направляются на развитие школы.

 

 

5. Содержание и организация работы.

 

5.1.Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами  трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.

 

5.2. Работа учащихся на учебно-опытном участке  школы осуществляется за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы по естествознанию, биологии, экологии. Деятельность школьников в летний период

организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области «Технология».

 

5.3. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке   устанавливается с учетом правил по технике безопасности при изучении биологии, технологии в общеобразовательных школах (инструктивное письмо Министерства просвещения от 14 августа 1981 года №243). Учащиеся допускаются до работы на участке после прохождения инструктажа по технике безопасности.

 

  5.4.Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно- воспитательной работы школы. В него включаются такие разделы:

 

·        общая характеристика учебно-опытного участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);

·        анализ работы за предыдущий год;

·        задачи работы на новый учебный год;

·        содержание и организация работы: перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений; тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и на уроках технологии; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;

·        руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, рабочих по обслуживанию зданий, графики их работы, в том числе в каникулярное время);

·        материальное обеспечение работы на участке: определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевном и посадочном материале, и т.д.

·        формы подведения итогов работы.

 

5.5. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке (формы подведения  итогов избираются школой).

 

5.6. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на  учебно-опытном участке, следит за развитием его материальной базы.

 

5.7. Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытном участком, назначаемый директором школы, как правило,  из числа учителей биологии, экологии, географии или технологии. За заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата в соответствии с положением о надбавках и доплатах стимулирующего характера.

 

  5.8. В начальном звене непосредственное руководство работой на  учебно-опытном участке осуществляет классный руководитель.                                                                      

 

 

      5.9. Заведующий хозяйством принимает меры по своевременному обеспечению

      учебно-опытного участка инвентарём, посевным и посадочным материалом, водой для

      полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на  учебно-опытном участке.

 

5.10. Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью  учащихся  на  учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и     санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.